Колёсная ли́ра (Органиструм) — струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр.
В X—XIII вв. колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент (органиструм), на котором играли два человека. Инструмент находил применение в монастырях, на нём исполняли церковную музыку. К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых и увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом.
В России колёсная лира получила распространение в XVII веке. Инструмент освоили нищие и слепые бродяги, «калики перехожие». Чтобы не навлечь на себя гнев царский и Божий, они исполняли под звуки своих лир духовные стихи.
Процесс воспроизведения звука
Исполнитель держит лиру на коленях. Большая часть её струн (6—8) звучит одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-две отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение (так называемый бурдон).
Иностранные названия и варианты исполнения инструмента
В Англии этот инструмент называют hurdy-gurdy (хёрди-гёрди, встречается и по-русски), в Германии — drehleier, во Франции — vielle à roue, в Италии — ghironda или lira tedesca, в Венгрии — tekerő. По-русски он называется колёсная лира, по-белорусски — ліра, по-украински — колісна ліра, ріля, риля или роля, а по-польски — lira korbowa.
Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.
Использование инструмента в современной музыке
Колёсную лиру (харди-гарди) использовали бывшие участники группы Led Zeppelin Джимми Пейдж и Роберт Плант в совместном проекте «No Quarter. Unledded».
На инструменте играл исполнитель Найджел Итон (англ. Nigel Eaton).
В настоящий момент колёсную лиру можно встретить среди арсенала музыкальных инструментов групп In Extremo (в частности, в их песне «Captus Est» с сингла «Nur Ihr Allein»).
Blackmore's Night (в частности, в песне «The Clock Ticks On» с альбома «Paris Moon»).
Metallica (в песнях Low Man’s Lyric, The Memory Remains)
Хёрди-гёрди активно использовалась в записях австралийско-ирландской группы Dead Can Dance, и также фолк-метал группы Eluveitie.
Хёрди-гёрди использовалась при записи песни Mummer's Dance Лорины МакКеннитт.
В России колесную лиру используют: музыкальный коллектив The Origin Ensemble, ансамбль ранней музыки Insula Magica, Исполнитель-солист Виктор Луферов, ансамбль средневековой музыки Laterna Magica.
Испанский фолк-джазовый квартет Kaulakau
Материал взят отсюда.
А выглядит классическая колесная лира так:

Чистое звучание лиры можно послушать вот тут.