Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
21:47 

Катя Морковкина.
"Если вам действительно кажется, будто я хоть что-то понимаю, имейте в виду, это иллюзия" (с)Макс Фрай
Страноведческий флешмоб, день 6
Ирландские танцы

От себя: они божественны. каждый раз смотрю и плачу =.=
Ирландские танцы — группа традиционных танцев, сформировавшихся в Ирландии в XVIII-XX веках и ставших очень популярными по всему миру после постановки в 1994 году танцевального шоу Riverdance и последовавшей следом постановки ещё ряда ирландских танцевальных шоу. Включают в себя:
1) Ирландские сольные танцы (англ. Irish Stepdance). Их отличительной чертой являются быстрые и четкие движения ногами при остающихся неподвижными корпусе и руках. Ирландские сольные танцы были созданы ирландскими мастерами танца в XVIII-XIX веках и достаточно жестко стандартизированы Комиссией по ирландским танцам в начале XX века в Ирландии в результате деятельности Гэльской лиги, что со временем позволило создать многочисленную школу мастеров, способных исполнять достаточно сложную танцевальную технику. Именно на этой технике основывается зрелищность Riverdance и подобных шоу.
2) Ирландские кейли (ирл. céilí;) — парные и групповые танцы, базирующиеся на стандартных шагах ирландских сольных танцев. Схемы кейли также формализованы Комиссией по ирландским танцам.
3) Постановочные фигурные танцы (англ. Choreographed Figure Dances) основываются на стандартных сольных ирландских танцах и фигурах кейли, но ориентированы на массовое выступление сразу многих танцоров в рамках постановочных шоу, в связи с чем допускают различные отступления от стандартов в целях повышения зрелищности. В результате развития именно этого направления были созданы Riverdance и другие не менее известные ирландские танцевальные шоу.
4) Сет-танцы (англ. Set Dancing) - парные ирландские социальные танцы. В отличие от кейли базируются на относительно простых шагах французских кадрилей

Все виды ирландских танцев исполняются исключительно под традиционные ирландские танцевальные мелодии: рилы, джиги и хорнпайпы.

История
Первые сведения об ирландских танцах датируются XI в. С этого времени у нас есть первые данные о танцевальных гуляниях ирландских крестьян, которые называются feis, (произносится «феш»), однако описание самих танцев впервые появилось в середине XVI в. и было довольно пространным и неясным. Описанные ирландские танцы включали в себя групповые танцы, которые разделялись на «длинные» танцы (танцоры выполняли движения, стоя длинными шеренгами друг напротив друга), «круглые» танцы (исполняли фигуры, стоя парами по кругу), а также танцы с мечами. Не совсем ясно, какие из танцев, описанных в то время, были собственно ирландскими, а какие явно появились в Ирландии под влиянием французских и шотландских танцев. В любом случае это были скорее прародители современных сет-танцев и кейли танцев. Однако для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги. Некоторые танцы были настолько популярны, что пересекли море и были заимствованы англичанами. Так, часто упоминающийся английский деревенский танец Trenchmore — это ирландский Rince mor, то есть «длинный танец» в линию.

Ирландские танцы
В ходе английской колонизации усиливались гонения на все проявления ирландской культуры. Карательные законы, которые были введены англичанами в середине XVII в. запрещали обучение ирландцев чему-либо, в том числе музыке и танцам. Поэтому на протяжении более чем 150-ти лет ирландским танцам учились тайно. Танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревнях бродячие учителя танцев, (так называемые мастера танцев) и в виде больших сельских гулянок, на которых люди танцевали в группах, часто под руководством тех же мастеров. Сохранились сведения о том, что на сельских гуляниях долгое время существовал обычай выставлять «в дозор» поодаль от остальных танцующих смышлёного мальчика-танцора. Завидев неприятеля, мальчик должен был сделать столько условных движений, сколько видел на дороге солдат, а дальше взрослые сами оценивали, насколько это опасно для их занятий. Также мастера танцев проводили занятия в переполненных пабах и просто на больших кухнях, стоя на столе или на днище большой бочки.
Появление мастеров танца в первой трети XVIII века положило начало современной танцевальной школе. Обычно щеголеватые мастера, одетые по последней моде, ходили из деревни в деревню, останавливаясь в одном из домов. Причём давать у себя приют учителю танцев считалось большим почётом. Мастер танцев обычно нанимался на месяц. На исходе третьей недели ему платили за обучение танцам, а в конце четвёртой недели платили аккомпанирующим музыкантам. Поэтому многие учителя танцев старались совмещать профессии танцора и музыканта, сначала показывая движения, а затем аккомпанируя своим ученикам на арфе или волынке, а позднее на скрипке. Каждый учитель собирал учеников в условленном месте и учил их простым «модным» танцам из своего репертуара. Именно благодаря мастерам танца появились известные нам формы джиги и рила. Все движения объединялись в танце в элементы, каждый был рассчитан на 8 тактов музыки и назывался «шаг» или «степ». Поэтому в отношении джиг и рилов, которые изначально преподавали мастера танцев, а позднее также и в отношении хорнпайпов употребляется термин «степ-танцы». Важно понять, что ирландские «степ-танцы» изначально связаны именно с «шагами»-элементами по восемь тактов, а не с «чечёткой» — ударами ногами в жёсткой обуви, что у нас принято понимать под словом «степ». Хотя, конечно, такие удары входят в «шаги» современных танцев в жёсткой обуви в виде движений.

Ирландские танцы
В то время массовые танцы регулярно пытались запретить не только английские власти, но и находившиеся под запретом, но пользовавшиеся большим авторитетом католические священники. Они считали «распутными» движения руками и ногами во время танца. Поэтому в изначальной, старой школе ирландского танца танцоры всё время держали руки неподвижно. Впрочем, некоторые исследователи говорят, что требование фиксировать руки вводили и сами мастера, прежде всего не из-за запретов церкви, а специально, чтобы усложнить танец и повысить самоконтроль и привлечь внимание зрителей.
Лучшие из танцевальных мастеров в конце XVIII в. начали создавать первые танцевальные школы, из которых наиболее известны были школы на Юге в графствах Керри, Корк и Лимерик. Существовали знаменитые школы и в других городах. Каждый мастер мог придумывать свои движения (прыжки, подскоки, повороты). Разные школы отличались набором движений, используемых в танцах.
Часто танцевальные мастера старой школы проводили соревнования между собой, причём победителем считался тот, кто мог использовать в танце большее количество шагов и прыжков, чем его соперники, а не тот, кто, скажем артистичнее танцевал или чище выполнял движения. А проигравший вместе со своей школой должен был уйти из города или деревни, где проводились соревнования и освободить место для победившего мастера и его учеников. Так первые танцевальные соревнования между мастерами служили не только для выявления лучшего, но и для раздела сфер влияния между школами.
В начале XIX в. в ирландских деревнях и маленьких городах стали также популярны соревнования «на пирог». Большой пирог ставился в центре танцевальной площадки и служил призом для лучшего танцора, который в итоге и «брал пирог». Стиль сольных танцев, который принесли танцевальные мастера, получил название Sean-nos или старая школа (манера). Сольные танцы оставались уделом мастеров. Подготовка лучших учеников шла во время массовых групповых танцев, переосмысленных на ирландский лад французских кадрилей и котильонов, которые позволяли приобщить к танцам множество людей, составить новые пары, выявить лучших. Со временем каждый из учеников, твёрдо запоминавший последовательность движений в танце, мог сам стать инструктором. Жёстко определённая последовательность исполняемых шагов послужила основой для групповых сет-танцев и произошедших от них в период создания гэльской лиги кейли-танцев, которые развились из элементов степ-танцы и французских кадрилей.
В XX и XXI веках ирландский танец стал такой же «визитной карточкой» Ирландии, как её музыка. В 1990-е и 2000-е одно за другим с оглушительным успехом ставятся танцевальные шоу Riverdance, Lord of the Dance и другие.
Примеры выступлений Riverdance:



URL
Комментарии
2012-02-27 в 23:09 

Kitty Python
You know me! I never miss a chance to plan an epic failure!
У нас как-то в конце поточной лекции осталось время, и преподавательница включила нам выступление Riverdance. В конце видео все 50 человек, не сговариваясь, захлопали. Она на нас так покосилась, типа "они ж вас не слышат, чего вы...", но душа просила. :D Потому что увиденное было действительно замечательным. :inlove:

   

L'apparence est souvent trompeuse.

главная